OnAir.ru: На сайте "Авторадио" о тебе написано следующее "Оскар Кучерa -
человек-катастрофа, он же человек-крайность, он же человек-оркестр. Слабости:
женщины и хорошая музыка. Сильности - всё остальное". И ни слова о тебе, как о
человеке, имеющим отношение к радио. Как все-таки ты здесь оказался?
Оскар Кучерa: До того, как попасть на "Авторадио", я пять лет проработал на
"Серебряном дожде", где и сделал себе имя. 5 лет работы - это достаточно
серьезный срок для радиоведущего, это стаж. На "Дожде" у меня было очень
много своих программ, начиная с "Саундтрека" и заканчивая "Радиорулеткой".
Я думаю, что мало кто из ди-джеев за историю радио сделал такое количество
программ, какое сделал я. Однажды ко мне подошел Руслан Николаев - программный
директор "Авторадио" - и предложил мне поработать у них. С одной стороны, было
приятно, что я таки доработался до того, что меня приглашают. С другой стороны,
стояла пятилетняя карьера работы на "Дожде".
А почему так сразу согласился распрощаться с "Серебряным Дождем"? Тебя там что-то
не устроило?
Ну, во-первых, я не сразу согласился. Мне это стоило больших усилий. А во-вторых,
почему сразу "не устроило"? Просто к тому моменту я перерос в себе ди-джея. 5 лет
я там провел, и захотелось чего-то нового. Захотелось какого-то движения, шаг
вперед, что ли, сделать. Я пришел сюда и сейчас об этом совсем не жалею.
На "Авторадио" у тебя есть своя программа "Кучерявый вечер". В принципе, она
построена по схеме обыкновенной программы по заявкам. В чем ее принципиальная
особенность, помимо того, что ее ведет Оскар Кучера?
Ну, в принципе, все правильно, схема программы по заявкам. Хотя все-таки
"Кучерявый вечер" - это не просто программа по заявкам. Заявка - не самоцель,
а повод отблагодарить слушателя. Мне звонят люди, а я просто говорю им спасибо
таким образом, что позволяю заказать песню, которую они хотят. Плюс ко всему
это своеобразное ток-шоу, в котором мы берем проблему и начинаем ее обсуждать.
Но в отличие от существующих ныне ток-шоу, "Кучерявый вечер" - программа, которая
поднимает людям настроение. В нашей стране бешеное количество одиноких людей,
которым вечером некуда пойти, у них нет возможности потратить деньги в ночном клубе,
потому что у них просто нет этих денег. У них нет телевизора, я имею в виду -
того телевизора, который бы радовал. Я такой же человек, как и все, я сам, придя
домой, часто не знаю, что сделать, чтобы получить хоть какой-то satisfaction.
Чтобы человеку действительно было хорошо, нужно, чтобы на него обратили внимание.
Любой человек хочет быть в центре внимания, если он, конечно, не работает в ФСБ
и не является тайным агентом. Так вот цель моей программы и заключается в том,
чтобы обращать на людей внимание, чтобы они не чувствовали себя одинокими.
Существует так называемая "кучерявая" тусовка. Это огромное количество людей -
человек 400-500. Они уже давно объединились в тусовку, они встречаются. Один раз
я попал на такой "кучерявый" слет. Они устроили мне грандиозный день рождения.
Мне было дико приятно, потому что впервые мои слушатели устроили мне праздник.
Они нашли какое-то место, сделали массу шашлыка, килограмм 50, наверное. Народу,
конечно, было соответственно, под стать количеству шашлыка, но было здорово.
Все-таки стоит делать людям хорошо.
А каким образом они изначально находили друг друга?
Началось все так. Я решил делать программу - она родилась спонтанно. Я
хотел сделать что-то юмористическое. Но я по жизни не люблю давить юмором:
"А давайте-ка я сейчас пошучу? Ну что, клево я пошутил"? Я хотел, чтобы людям
просто было хорошо по вечерам. Вот так и получился "Кучерявый вечер". А потом
люди стали общаться между собой. Звонит, допустим, мне человек на пейджер:
"Передаю привет Васе. Мы - квартира 78" (условно говоря). А другой звонит и
говорит: "Передаю привет Пете. Мы - квартира 76". А третий звонит и говорит:
"Передаю привет квартирам 78 и 76. Меня зовут Коля. Хочу познакомиться". Вот
так все это завернулось, и люди стали между собой общаться.
Ты изначально хотел создать именно юмористическую программу. Нежели тебе всегда
легко шутится?
Ну, я бы не сказал. На самом деле, иногда приходится и поднапрячься. То есть
кажущаяся легкость юмора в эфире - это есть, по словам Константина Сергеевича
Станиславского, "работа актера над собой". Я довольно много для этого делаю,
потому что чувство юмора - как сосуд. Оно имеет свойство заканчиваться. И тут
нужна постоянная подпитка, потому что, честно скажу, иногда ой как не хочется
работать. Иногда приходится приводить себя в чувство. "Понимаешь, Вася, -
говорю я себе, - нет такого понятия "не могу", есть понятие "не хочу". А я хочу.
Просто иногда бывает, что не хватает сил. Я уже три года без отпуска, надеюсь
в феврале поехать на Эльбрус и покататься там на сноуборде. А что касается того,
что не могу или не хочу, то надо просто понять, зачем ты все это делаешь. И еще
понять, что по ту сторону экрана, по ту сторону приемника людям-то все равно.
Они, конечно, волнуются, когда у меня горло болит, медок присылают. Все это
безумно трогательно. В такие моменты откуда-то берутся силы.
Медок присылают?!
Правда! Вот я лучше открою ящик стола и покажу. Вот это всё письма… какие-то
соски, масса всего. Дико приятно. "Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь
нужно, значит это необходимо, чтобы на небе загоралась хотя бы одна звезда".
Это очень важный момент. Потому что без слушателей я - ничто. Я работаю для них,
я должен сделать все, чтобы они были со мной, но не держать их, а постараться
сделать так, чтобы им было хорошо. Конечно, приходится держать дистанцию, даже
со своей "кучерявой" тусовкой. Это обязательно, иначе люди не пойдут за мной.
А вдруг твои слушатели в тебе разочаруются, решат, что ты возомнил себя звездой
и игнорируешь тех, кто тебя этой звездой сделал?
Я не возомнил себя звездой, у меня никогда в жизни не было звездной болезни,
потому что я адекватный, нормальный человек, по крайней мере таким я себя считаю.
У человека может быть звездная болезнь, когда он попадает "из грязи в князи".
Я никогда не стремился к звездности. Мне льстит внимание. Мне дико приятно,
что я известен. Но слава - это не самоцель. А что касается дистанции, то нужно
быть чуть-чуть недоступным, чтобы за тобой шли. Я не езжу к ним на дни рождения,
я не хожу с ними тусоваться. Но при этом у нас есть время, когда нет никаких
дистанций. Это время моей передачи - с 23 до 24 часов - когда любой может мне
позвонить и со мной пообщаться.
Насколько это трудно - быть готовым ответить на любой звонок в эфире?
Общение со слушателями происходит настолько активно, что после программы я выхожу
весь мокрый. Тяжело, конечно, потому что это общение, постоянное состояние
напряжения. Потом еще плюс ко всему для каждой программы я придумываю новую
тему, потому что это ядро "Кучерявого вечера". Бывают ситуации, от которых в пот
бросает. Один раз у меня в эфире был такой случай: мне позвонил человек, чем-то
сильно меня насмешил. И я ему говорю: "Ну, старикан! Ты хоть в зеркало себя видел?".
Тут он мне и отвечает: "Я слепой - инвалид по зрению". Вот и что тут ответишь? Шок…
Я сейчас уже не помню, что я ему сказал, как-то выкрутился, но и его не
обидел, и не показал, что я лоханулся. Мне потом сказали: "Ну ты профессионал".
Вообще на радио бывает очень много экстремальных ситуаций. Но эта была самой
сильной.
А помнишь свою первую экстремальную ситуацию?
Конечно, помню. Я думаю, что для каждого радиоведущего первая экстремальная
ситуация - это дебют в эфире. У меня вот, например, ноги тряслись, но голос не
дрогнул. Я вообще актер по профессии, закончил ГИТИС на курсе Ливнева. В общей
сложности я отработал в театре много лет, поэтому для меня проблема зрителя или
слушателя так остро не стояла. Мне было страшно, что я кнопки перепутаю. Все
остальное - ерунда. Но так как я все-таки уже был профессионалом, мой голос не
дрогнул. Первое, что я сказал за свою карьеру, было: "Здравствуйте. Вы слушаете
то-то и то-то. В Москве столько-то градусов. Гидромецентр обещает, что завтра
будет столько-то". Выключил микрофон: "А - а - а… Мама… Я все таки это сделал".
Это было еще на "Серебряном Дожде".
А тебе никогда не хотелось делать утреннее шоу? Судя по твоей совсем не вечерней
энергетике, тебе бы это не составило особого труда.
Я не жаворонок. Не хочу. И так есть очень много утренних шоу. Например,
замечательный утренний дуэт на "Нашем радио": Оля Максимова и Коля Маклауд. Я
просто преклоняюсь перед ребятами, такие молодцы, такой профессионализм. Это моя
любимая программа. Ну, можно было бы, конечно, поконкурировать. Можно было бы,
конечно, придумать что-то свое. Но у меня никогда такой задачи не стояло, тем
более, что уже есть люди, которые делают это здорово.
Ты всегда искренен в эфире?
Это главное правило для ди-джея. Ты можешь стать популярным только тогда, когда
тебе люди верят. А верят они тебе только тогда, когда ты не врешь, когда ты
никого из себя не строишь. Можно играть в эфире, но это другое, это не маска.
Маска - это когда я не своим голосом говорю: "Эта песня, эта замечательная песня
для вас, дорогие друзья". Вот это маска. А если ты говоришь: "Привет, ребята.
Что-то я сегодня пургу какую-то несу", то это уже лучше. Если ты, условно говоря,
отдаешь себе отчет в том, что ты делаешь, если ты искренен, то люди тебе верят.
А если они тебе верят, то они твои - от и до. Что такое искренность? Это твоя
индивидуальность. Если ты оденешь маску, то ты обязательно будешь на кого-нибудь
похож, потому что маски - это шаблоны. Существует гримаса радости, гримаса печали,
гримаса сомнения - это все шаблоны. У нас их много, эфир ими заполнен, к сожалению.
Я могу назвать единицы, имена, которые достойны того, чтобы их слушали:
Оля Максимова, Коля Маклауд и Костя Михайлов. Есть еще такой человек, который в
свое время был совершенно замечательным ди-джеем, искренним, грамотно говорящим,
что сегодня - большая редкость. Это Марсель Гонсалес. Сейчас он, к сожалению,
занялся программным директорством.
Почему "к сожалению"?
Я бы не взялся. Вот чего бы я, наверное, пока не смог сделать. Мало еще опыта у
человека, он еще молодой парень, еще надо самому пожевать этот хлеб. Да, он пожевал,
но этого мало, это надо пережить. Нет у него еще того жизненного опыта. Вот у нас
программный директор Руслан Николаев - профессионал, он 15 лет уже в этом бизнесе,
он знает, что к чему и откуда ноги растут. И любой программный директор все это
должен знать, а это сложно.
Но если ты пока не хотел бы становиться программным, то какая для тебя тогда самая
высокая точка?
Никогда не достаточно того, что есть. И это нормально. Конечно, хочется… иметь
свою радиостанцию. Я бы открыл свою станцию, я уже даже знаю, какую, только не
скажу. Пусть это будет моим ноу-хау. Я надеюсь, что когда-нибудь получится.
А что бы ты хотел изменить на "Авторадио"?
Изменить... ничего. Двигаться вперед. Но вообще в радиомире я хотел бы очень многое
изменить. Я бы хотел сделать грамотными людей, которые работают на радио. Я бы
хотел сделать их профессионалами. Я бы хотел сделать грамотными людей, которые прут
фишки у тех, кто их придумал, потому что не надо бояться использовать чужие идеи,
но главное - не выдавать при этом их за свои.
Чем тебя может заинтересовать человек? С кем ты станешь общаться, а с кем - нет?
В первую очередь, человек должен быть личностью. Человек должен быть сильным.
Не надо показывать своих слабостей. Ты должен быть сильным для того, чтобы тебя
любили. Интересней - самостоятельный человек, личность. За сильным человеком пойдут.
Насколько твоя любимая музыка совпадает с тем, что ты крутишь в эфире?
Я не слушаю такую музыку. Я слушаю музыку на английском языке, западную. Я очень
люблю acid-jazz и всё такое.
А Оскар Кучерa - это все-таки псевдоним или имя?
Во мне течет итальянская кровь. Так что, я думаю, вопрос отпадает сам собой.
У тебя есть музыкальное образование?
Я закончил две музыкальные школы, более того, у меня есть свой коллектив, он
крутится на "Авторадио". Называется "Проект O.K.". Для группы я сам пишу слова
и музыку. Мы сейчас как раз опять вместе собрались, так что скоро будем давать
концерты по клубам. Правда, в ГЦКЗ "Россия" пока не приглашали.
Татьяна Ломакина, 11.12.2000 © 2000, OnAir.ru.